Минфин напомнил, кто выставляет счета-фактуры, если агент действует от имени принципала

Если агент действует от имени и за счет принципала, то счета-фактуры должен выставлять покупателям сам принципал. Каких-либо особенностей в Правилах заполнения счета-фактуры для такого случая нет, объясняет Минфин. Агенту не нужно даже вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Вопрос: О выставлении счетов-фактур, ведении журнала учета счетов-фактур и принятии НДС к вычету при оказании услуг, оказываемых агентом от имени и за счет перевозчика-принципала.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 28 апреля 2018 г. N 03-07-09/29386
 
В связи с письмом о порядке составления счетов-фактур по услугам, оказываемым агентом от имени и за счет перевозчика-принципала, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме.
Порядок составления счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализуемым агентом от своего имени, установлен пунктом 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее — Правила заполнения счета-фактуры). При этом особенностей заполнения счетов-фактур по реализуемым товарам (работам, услугам, имущественным правам) агентами, действующими от имени и за счет принципала, Правилами заполнения счета фактуры не установлено. Поэтому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым перевозчиком-принципалом в рамках договора, заключенного с агентом, действующим от имени и за счет принципала, счета-фактуры выставляются покупателям перевозчиком-принципалом в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса применения пункта 3.1 статьи 169 Кодекса об обязанности ведения налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах другого лица, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности, то согласно пункту 1 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — журнал учета), ведется за налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии (субкомиссии), агентских (субагентских) договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (субкомиссионера), агента (субагента), договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Поскольку агенты, действующие от имени и за счет принципала, счета-фактуры не составляют, такие агенты журнал учета не ведут.
По вопросу принятия покупателями к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных по услугам бронирования и оформления вышеуказанных билетов при их приобретении у агента, сообщаем, что вычеты указанных сумм налога производятся на основании пункта 2 статьи 171 и абзацев первого и второго пункта 1 статьи 172 Кодекса, согласно которым суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
 
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
28.04.2018