О формах бухгалтерской отчетности

Одним из распространенных типовых ошибок, выявляемых уполномоченными экспертами при проведении внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторов и аудиторских организаций является приложение к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности в форме, рекомендуемом ФНС России в соответствии с  Приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ для передачи в электронной форме данных по бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в налоговые органы.

Разъясняем, что согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств должны устанавливаться федеральными стандартами.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных  Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу  Федерального закона.

Согласно  п. 31 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г № 34н (в редакции изменений от 24.12.2010 г), формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Все формы, входящие в комплект бухгалтерской отчетности ( ББ, ОФР и другие) согласно Приказу Минфина России № 66н  от 02.07.2010 N 66н (в редакции изменений от 04.12.2012 г) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» содержат, в частности,  такие обязательные реквизиты, как наименование организации («Организация»), а также подписи руководителя и главного бухгалтера.

Приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме» регламентируются только требования к XML файлам передачи в электронной форме данных по бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в налоговые органы (п.1 Формата).

Формы отчетности в шаблоне,  рекомендованном ФНС РФ и размещенном на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России,  указанных обязательных реквизитов  не содержат. Они представлены  только на первом листе.

При представлении бухгалтерской отчетности на бумажном носителе организации должны применять формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Письмо ФНС России от 10.01.2012 N АС-4-3/10@).

Таким образом, аудитор проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, адресованной не налоговой инспекции, а  ее заинтересованным пользователям.

В связи с вышеизложенным у аудитора нет оснований проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, оформленной в соответствии с Приказом ФНС РФ от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@.

Также поясняем, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающее из договора оказания аудиторских услуг.

Требования федеральных стандартов аудиторской деятельности в отношении формы, содержания, порядка подписания и представления аудиторского заключения изложены в Федеральном стандарте аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденном Приказом Минфина России от 20 мая 2010 года № 46н (далее – ФСАД 1/2010).

В соответствии с пунктом 25 ФСАД 1/2010 к аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая подписана и датирована аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Таким образом, клиенты обязаны предоставлять аудитору бухгалтерскую (финансовую) отчетность на бумажном носителе, соответствующую требованиям стандартов.

Целесообразно, предусмотреть обязанность клиента по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствующей требованиям стандартов, аудитору на бумажном носителе в договоре на оказание аудиторских услуг.

Следует заметить, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе отказаться от проведения аудита и выражения мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации.